К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ДЕТСКОГО ХАРАКТЕРА

Библиография трудов Л.С. Выготского

Скачать книги Л.С.Выготского

О творчестве Выготского

 


ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Выготский Л.С.(1896 - 1934)

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович [5(17).11.1896, Орша, - 11.6.1934, Москва] - психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л.Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К.Крупской, пед. факультет 2-го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства - исследовал психологические законы восприятия литературных произведений (“Психология искусства”, 1925, опубл. 1965). Дал критический анализ мировой психологии 1920-30-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки (“Исторический смысл психологического кризиса”, 1927, опубл. в Собр. соч., т.1, М., 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как “”, в которой раскрыл общественно-историческую природу сознания, высших психических функций (“История развития высших психических функций”, Собр. соч., т.3, М., 1983). Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия “взрослый – ребенок”, представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение “ведет за собой” развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования “стабильных” и “критических” возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции (“Мышление и речь”, Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др.


Сочинения: Педагогическая психология. М., 1926; Педология подростка. М., 1931; Умственное развитие детей в процессе обучения М.;Л., 1935; Развитие высших психических функций. М., 1960; Воображение и творчество в школьном возрасте. 2-е изд. М., 1968; Психология искусства. 2-е изд. М., 1968; Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.Собрание сочинений, т.1-6. – М.,1982-84; Педагогическая психология, - М.,1991.

О Выготском: Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Психологические воззрения Л. С. Выготского, в кн.: Выготский Л. С., Избр. психологические исследования, М., 1956; Лурия А. Р., Теория развития высших психических функций в советской психологии, «Вопросы философии», 1966, № 7; Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967; Брушлинский А. Выготский, Культурно-историческая теория мышления; М., 1968.



Hosted by uCoz