|
Ньютон завершил построение механической модели мира, которая до конца XIX в. считалась вечной. В умах просветителей имя Ньютона неизменно связывалось с именем Локка. Оба они стояли у истоков ассоциативной психологии, определив ее механицизм и сенсуализм.
Правила ассоциаций и возможные сферы их действия были изучены еще индийскими и греческими мыслителями. В XVII в. ассоциация приобретает истинно детерминистское значение благодаря тому, что за ее основу было принято машинообразное сочетание телесных процессов. Однако такого рода связь считалась в то время в принципе отличной от порядка, устанавливаемого разумом.
Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Гартли (1705—1757). В молодости Гартли готовился к теологической карьере, но неожиданно отказался от нее и занялся медициной.
ГАРТЛИ, ДЭВИД (Hartley, David) (1705–1757), английский философ и психолог, родился 30 августа 1705 в Армли. В 15 лет поступил в Джизас-колледж в Кембриджского университета. Изучал богословие, но затем выбрал в качестве профессии медицину. Гартли является основоположником школы ассоцианизма в психологии. Его главная работа, Размышления о человеке, его строении, долге и упованиях (Observation on Man, His Frame, His Duty, and His Expectations, 1749) – многолетний труд, развивающий учение о вибрациях в нервной системе и их влиянии на психику, а также представление о роли ассоциаций идей как универсального механизма психической жизни.
Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).
Особенностью ассоцианизма XIX века явилось его соединение с философией позитивизма.
В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа:
1) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль);
2) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль);
3) Отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн)
1)Т.Браун в “Лекциях по философии человеческого духа” (1820) продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.
Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи.
Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении.
Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал механистически.
Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия + желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний.
Дж.Милль (1773 - 1836) в труде “Анализ явлений человеческого духа”. Всю психологическую жизнь он сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: есть только одно явление – ощущение, и один закон – ассоциации. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассициируемых ощущений и частоту их повторения. Также Милль сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. |
|